Чили

на мотоцикле
Вчера приземлился в стране, где с одной стороны Тихий океан, а с другой Анды и между ними не более 300 километров по всей длине. Здесь все по-другому, весна вместо осени и над головой растут апельсины.
Чили - одна из немногих стран в ЮА, где иностранец может купить и оформить на себя мотоцикл, чтобы путешествовать на нем по всей Южной Америке. Вторая причина, почему я начал с Чили - это то, что страна более цивилизованная и безопасная. Акклиматизируюсь перед по-настоящему волнующими меня Перу и Боливией, куда я хочу въехать с базовым знанием испанского и пониманием уклада латиноамериканской жизни.

В Сантьяго поселился в Atacama hostel - 15 $ с завтраком. Несколько месяцев дома изучал испанский, но это не помогает. Очень тяжело что-то понять. Прошу девушек на ресепшене в хостеле договариваться с продавцами мотоциклов о встрече.
Получил у себя на районе временный налоговой номер, необходимый для покупки мотоцикла и главное нашел мотоцикл. Хонда XR250 Tornado этого года с пробегом 3000 км в состоянии нового за 5000 $. Ездили оформлять мотоцикл с хозяином на его машине. Попали в ДТП. Чика с парковки выехала задом в нас. Оба на своих машинах поехали в полицейский участок. Никаких очередей, несколько стоек принимают посетителей. Заняло оформление ДТП около получаса и все разъехались, мило поговорив и махая друг другу из машин.
Большинство вещей для подготовки мотоцикла привез с собой: центральный кофр Pelican, он же чемодан в самолете, сумки Woolfman, защита рук, проставки руля, компрессор, розетка на 12 v, тубус для перевозки инструмента, навигатор с креплением. Оставалось купить защитную экипировку, инструмент, запас расходников и сделать багажник под сумки.

Сегодня ходил покупать экипировку и инструмент. Случайно наткнулся на мотоулицу, называется calle Lira. Купил шлем LS2 Enduro, черепаху и наколенники Fox Titan. На субботу договорились делать рамки для сумок, мастерская MaxMoto.cl
Чили - страна в виде узкой полоски на карте длиной почти 5000 км и шириной редко больше 300. Подробная бумажная карта страны продается на самой крупной сетевой заправке в стране «Copec». Бензин в Чили стоит около 2-х долларов за литр. Национальная валюта песо. На заправках почти всегда принимают пластиковые карты. Банкоматы присутствуют во всех городах.

Сегодня покинул Сантьяго, чтобы увидеть Тихий океан и город Вальпараисо, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город с портовой атмосферой, калониальной архитектурой, морским запахом и холмистым рельефом. Главный порт и второй по значению город страны.

Вальпо визуально можно разделить на нижнюю и верхнюю части. Нижняя прибрежная - торговая. Верхняя - жилая. Между собой они соединены очень крутыми автомобильными дорогами, лестницами и фуникулерами.
После посещения морского музея наткнулся на интересный факт на просторах интернета. После получения независимости в 1819 году флагманом чилийского флота был русский фрегат "Патрикий", проданный испанцам для поддержания господства над колониями в 1817 году. Переименованный испанцами в "Regina Maria Isabel" фрегат был захвачен чилийцами у своих берегов и до 1826 года служил флагманом флота под названием "О'Хиггинс" в честь нового верховного правителя Чили.

Из неприятностей - появилась какая-то сыпь на руке с непроходящей болью в мышцах плеча, в понедельник пойду в больницу.
Узнал новое слово по-испански - resaca (похмелье). Писко и ром тому виной.
Практика - великая сила, ощутить на себе действие слова, значит запомнить его навсегда.
Познакомился с Игнасио, молодым писателем и работником хостела. Ночью сидели в кабаке наверху Вальпараисо, продолжили в музее коммунизма у Юрия, которого назвали в честь Гагарина.
Сегодня был в больнице. Пошли сразу в скорую (urgencia), чтобы бюрократических сложностей поменьше было.
Спросили только паспорт. Процедура следующая:
1) Регистрация.
2) Сидишь ждешь вызова по радио. Смешно, когда по имени вызывают, которое произнести не могут сразу. Просидели минут 30-40. Вызвали на первый осмотр к медсестре, узнать насколько серьезная у меня проблема, не собираюсь ли я тут помирать и определить к какому врачу меня направлять. Померили давление, пульс, отпустили.
2) Возвращаюсь в холл, ждать следующего вызова к врачу. Ждали где-то час.
3) Вызвали, прошли в сам госпиталь. Игнасио со мной, как переводчик, правда без рома транслейтер не работает.
4) Осмотр у врача. Всего минут на 10. Анализов не брали никаких. Дали бумажку с названием болезни, сказали в интернете посмотреть.
5) Выходим в холл, ждем еще 30 минут. Отдали карту с диагнозом, список необходимых лекарств и счет на оплату. 10-минутный прием и пара часов ожидания оценены в 60 $. Так как с оплатой не настаивали и не очень ясно было с диагнозом, прошли мимо кассы смотреть интернет. Там Елена Малышева мне все подтвердила и успокоила, рассказав о herpes zoster - заболевании характеризующимся высыпаниями на коже с сильным болевым синдромом. Возбудитель - ветрянка. Переболев в детстве, возбудитель остается навсегда в организме и при стрессе может проявиться таким способом, в моем случае внезапная перемена климата и питания. Через пару недель все прошло само.

Ruta del Mar - дорога вдоль Тихого океана, проходящая через три региона: Вальпараисо, Биобио и Вальдивия. Дорога идет на юг по сельской местности через маленькие деревни и городки. Знаковые места: Пичилему - столица серфинга и озеро Вичукен.
Я в Пичилему, чилийской столице серфинга. Не простое это дело оказывается, но пару волн поймать удалось. Занятие с инструктором 20 $ в группе и 30 $ индивидуально.
Передвижение по Чили особых сложностей не вызывает, разве что в городах много односторонних улиц. Асфальтовые дороги отличного качества, оборудованы адекватными знаками и вклеенными в асфальт светоотражателями для безопасной ночной езды. Есть много платных дорог, за которые нужно платить, в отличие от соседних стран, где они бесплатны для мотоциклистов. Чили, пожалуй, самая развитая страна в ЮА и самая дорогая.

На палатке и спальнике лучше не экономить, на юге ночью холодно. Бюджетные вещи для кемпинга продаются в гипермаркетах Lider, LaPolar. Есть в каждом большом городе. При расчете наличностью везде можно просить скидку. В Чили палатку поставить не так просто, все территории частные и огорожены колючей проволокой, даже в самых труднодоступных местах проходит забор вдоль дороги. Если до темноты начать высматривать дырку в заборе, то что-нибудь найти всегда можно. Темнеет около 20:00.
От Вальпараисо проехал 1200 км, около 200 из них грунтовыми. На легком мотоцикле проблем не возникло, кроме одного дня с дождем, пришлось пережидать.

Начало напрягать, что находится в Чили muy caro. Но пока не отпускают, сегодня ходил за документами в registro civil, хотел получить сертификат собственника, чтобы можно было из страны выехать. Но в базе я как хозяин мотоцикла по-прежнему не числюсь, сказали ждать еще неделю.

В Вальдивии очень классный рыбный рынок на заливе, где тусуются огромные морские львы, ползающие в разделочной зоне. Их не отгоняют, чтобы привлекать туристов. Есть интересные старые испанские оборонительные форты в окрестностях. И, конечно, Вальдивия печально известна Великим Чилийским землетрясением 1960 года, самым сильным на планете за историю наблюдений. 9,5 баллов, 37 эпицентров, продолжительность 10 минут, три цунами. Гигантские волны разрушили и деформировали чилийское побережье, в результате более 5000 погибших и полное уничтожение рыбацких поселений.
Перед тем, как уходить на юг в Патагонию, еду в Пукон, чтобы подняться на один из самых активных вулканчиков Южной Америки.

Маленький городок Пукон наводнен туристами. Завтра на вулкан Villarrica. Тут сейчас шухер из-за пропажи 3-х туристов. Стоимость подъема с гидом 80 $. Восхождения самостоятельные официально запрещены. Восхождение технически совсем не сложное и занимает всего 4-5 часов от подножья. Подъем можно разделить на три части: первая - без снега, эту часть можно на подъемнике пропустить за 15 $. Вторая часть снежная, но теплая. И третья похолодней и покруче к вершине. Наверху холодно и ветрено, открытый кратер дымит серным дымом.
Carretera Austral — дорога в чилийской Патагонии, куда стремятся все авто-мото-велотуристы, приехавшие в Южную Америку. Carretera Austral или Южная дорога, или Седьмая дорога строится с середины 70-х годов с целью укрепления влияния в отдаленных южных районах страны.

Если взглянуть на туристическую карту местности, то здесь больше национальных парков, чем свободной от них земли. Зеленые лагуны, синие ледниковые озера и реки, снежные горы и лес - все это олицетворение чилийской Патагонии. На дороге почти нет трафика из-за малонаселенной местности, покрытие по большей части грунтовое. Нужно быть готовым к легкой автономке. Есть бензин, еда и ночлег в населенных пунктах. В сезон (ноябрь - март) большая вероятность зацепиться с другими мотоциклистами со всех стран мира. Грунт на дороге несложный, хорошо укатанный и грейдируемый. Много серпантинов и закрытых поворотов. Перед тем как ехать, желательно подгадать погодный коридор. В регионе часто идут дожди, ветрено и прохладно, а в несезон здесь лежит снег.
Хороший ресурс для мониторинга погоды - meteochile.cl

Попасть на Южную дорогу по чилийской земле невозможно. Нужно пользоваться паромами: Пуэрто Монт - Чайтен или Пуэрто Монт - остров Чилоэ - Чайтен. Вся информация по паромам с ценами и расписанием - navieraustral.cl

Есть альтернативный дорожный вариант. Из Чили выехать в Аргентину, спуститься по Руте 40 и снова переехать в Чили, попав на Южную дорогу. Пользуясь таким способом попадания на Carretera Austral, не нужно подгадывать расписание дорогих паромов. Таможенные переходы между Чили и Аргентиной не бюрократизированы и занимают мало времени.

Чили и Аргентина находятся по разные стороны Анд, и любой переезд из одной страны в другую становится захватывающим приключением будь-то самый крупный переход Libertadores (Освободители) или совершенно дикие переходы на юге.
Libertadores (Освободители). Центральный
автомобильный переход между Чили и Аргентиной.
Ожидал трудностей на чилийской таможне в виде штрафа, так как на имя продавца мотоцикла пришла deuda, где-то в Сантьяго я засветился перед камерой без TAG - электронный чип для платных дорог. TAG обязателен только в Сантьяго,
зачем мне его покупать за 60 $, если в Сантьяго не собираюсь оставаться. На таможне штраф не всплыл. Еще один момент - это международная страховка. Для Чили у меня есть на целый год, перешла по наследству вместе с мотоциклом. На таможне добрые и правильные чилийцы помогли мне расстаться с 30 $, уверяя, что аргентинцы не пустят без международной страховки. Помогли купить полис в интернете. Совсем непривычный таможенный сервис, чилийцы в этом плане молодцы, даже полицейские их отличаются ориентированностью на помощь.

Дорога из Пукона в Барилоче около 350 км, около обеих границ нет асфальта.
Дорога проходит рядом с вулканом Lanin, в Аргентине начинается совершенно другая природа. Просторы с пампой и сильный холодный ветер. Завтра начнется Патагония, и затем Carretera Austral.
Бесконечные серпантины меж гор и озер. Это самые прекрасные места, по которым мне приходилось ездить. Боюсь представить, что будет в Перу и Боливии. Carretera Austral началась. Coyhaique - Cochrane (100 км асфальт, 250 грунт). Через километров 50 стало холодать, затем добавился сильный ветер. В какой-то момент в национальном парке Сerro castillo дорога поравнялась с ледниками. Серпантины то и дело выводят на долины с разноцветными озерами и нескончаемыми ледниками.

Там где нет асфальта, дорога все время грейдируется и почти нет стиральной доски, можно спокойно ехать 60-80, скорость ограничивает большое количество серпантинов и закрытых поворотов. В Чили к пешеходам относятся явно лучше, чем в Аргентине. После пары дней в Аргентине отвык, что в Чили пешехода все время пропускают, и наоборот после Чили в Аргентине кажется, что все хотят тебя убить. Но как же тут дорого - в Чили. Бензин 2 $, еда 10 $, хостел сегодня за 30 $. Юг Чили очень чистый, уютный и красивый.

Это были юг и центр Чили. Перепрыгнем через Аргентину, чтобы побывать на севере Чили в еще одном интересном месте страны.
Desierto de Atacama. Горная пустыня Атакама считается самой сухой пустыней на земле. Здесь практически не бывает дождей и на шеститысячных горах не выживают ледники.

Еще один переезд между Чили и Аргентиной. Между аргентинским городом Хухуй и чилийским Сан Педро де Атакама. Дорога поднимает на высоту 4500 м и снова падает до 2000 в каменистую пустыню с космическими пейзажами Лунной долины.
Дорога - космос! 200 км на высоте за 4000 м. Кордильеры огромны и разделяют не только границу Чили и Аргентины, но и режут небо с погодой. Из дождливой Сальты через горы в самое сухое место на Земле. Мотоцикл на высоте за 4500 в горку едет плохо, нужно раскручивать мотор на пониженных передачах. Из-за нехватки кислорода мотоцикл дергается и спотыкается. Самочувствие вроде нормальное - голова не болит. Подушатался только, вся дорога серпантины.
Как родилась идея путешествия по Южной Америке. Сначала меня интересовала Северная, хотелось составить свое мнение о стране, которой в информационном пространстве вокруг нас так много. Случайно наткнулся на Forum-americalatina, и понял, что в Латинской Америке мне будет намного интереснее из-за огромного количества сайтов; что там на самом деле не так страшно; и что там не дорого находится. Плюсом путешествия по ЮА будет изучение испанского языка.

Сначала хотел отправить свой мотоцикл (Suzuki Djebel), но в процессе изучения выяснилось, что можно купить официально мотоцикл на месте и сэкономить большие деньги на логистике.
— Из дневников
Поделиться с друзьями