Между двух океанов
Мототур по Чукотке
Невозможно забыть Чукотку, если ты даже видел ее всего один раз. Она отнимает твое сердце навсегда. Краешек огромной Азии, лежащий между двух океанов.
География.
Чукотский автономный округ расположен на крайнем северо-востоке России. Он занимает весь Чукотский полуостров, часть материка и ряд островов.
Омывается Восточно-Сибирским и Чукотским морями Северного Ледовитого океана и Беринговым морем Тихого океана.
На территории Чукотки находятся крайние точки России: восточная точка - остров Ратманова, восточная континентальная точка - мыс Дежнева. Здесь расположены: самый северный город России - Певек и самый восточный - Анадырь, а также самое восточное постоянное поселение - Уэлен.
Население Чукотки всего 50 000 человек.

Климат
Большая часть территории района расположена за Полярным кругом в зоне вечной мерзлоты. Продолжительность зимы до 9 месяцев. Средняя температура января колеблется от -15 °C до -39 °C, июля - от +5 °C до +15 °C. Абсолютный минимум составляет -61 °C, абсолютный максимум +34 °C. Осадки составляют 200-500 мм в год. На Чукотке зафиксировано много климатических рекордов: минимальное количество солнечных часов, минимальный радиационный баланс для этих широт, максимальная среднегодовая скорость ветра и повторяемость ураганов и штормов в России.
Чукотка один из самых труднодоступных регионов России. Сюда не существует наземных летних дорог. По-прежнему на Чукотке нельзя находится представителям других стран без специального разрешения. В совокупности этих причин существует не больше десятка мотопутешественников в мире, которые отваживались на путешествие по Чукотке.
Вся дикая красота северных необжитых районов, тайги и рек открывается путешественникам на Чукотке. Суровая природа, горы, моря, реки, тундра, животный мир, и конечно люди, живущие на этой холодной земле.
Чукотка - планета крайнего севера со своими космическими пейзажами и правилами. Главный путеводитель здесь - переменчивая погода, которая может проявиться снегом в летние месяцы.
Чукотку омывают два океана: Ледовитый и Тихий. Между ними существует старая, почти не используемая, грунтовая дорога. Дорога тяжела отсутствием мостов через сотни рек. Если идут дожди, то реки быстро наполняются и приходится ждать несколько дней на берегу в ожидании погоды и схода воды.
День 1.
Прилет в аэропорт Анадыря. Трансфер в город. Размещение в гостинице, обед, брифинг. Прогулка по Анадырю, свободное время. Адаптация к разнице во времени и к неторопливому ритму жизни Чукотки.

День 2.
Завтрак. Вылет в поселок Эгвекинот.
Эгвекинот – самый уютный поселок Чукотки, расположенный на берегу Берингова моря в Заливе Креста, окруженный остроконечными пиками гор.
Заселение в гостинцу. Обед в кафе. Регистрация в пограничном пункте. Пробный выезд на мотоциклах по Иультинской трассе. В 24 км от поселка Эгвекинот в 1981 году была создана Визитная карточка района. Арка пересечения полярного круга. За ней Иультинская трасса уходит в Заполярье.
Продолжаем движение до красивого озера с яркими выходами железа на склонах гор.
Раньше Чукотка и Магаданская область были одним регионом, который осваивался силами заключенных. Началось строительство Иультинской трассы в 1946 году. 200-километровая дорога должна была соединить бухту Эгвекинот с оловянно-вольфрамовым комбинатом. Строительство дороги было разбито на дорожные участки, на каждом участке были построены лагерные зоны.
Возвращение в Эгвекинот. Посещение краеведческого музея. Ужин.
100 км.

День 3.
Завтрак в кафе. Начало маршрута к Ледовитому океану. Рельеф горный, начинаются броды на многочисленных реках и ручьях.
На 50 километре дороги сворачиваем в тундру. По руслу реки пробуем добраться до редчайшей географической точки. Памятник на востоке Азии символизирует солнце и бесконечное начало и окончание дня. Две уникальные географические линии соединяются в этом месте: 180 меридиан, делящий планету на восточное и западное полушария и линия Полярного круга. В то время, как существует множество фотографий с пересечения экватора, здесь вы будете первыми мототуристами, кто побывал на этом памятнике!
Пьем чай, возвращаемся на трассу. Нам предстоит пройти еще 100 километров по очень живописным местам, разменяв первый десяток пересеченных рек. На ночевку встанем на одном из озер перед золотодобывающим прииском «Валунистый». 200 км.
День 4. Переезжаем через прииск Валунистый, уходим за белый перевал, за которым продолжаются бесконечные броды.
После Валунистого движение полностью прекращается. Вокруг дикая природа.
С большой вероятностью здесь мы увидим бурого медведя.
В этот день мы столкнемся с самыми глубокими реками на маршруте: Голубая, Контолеваам, Танюрер. Их мы вряд ли сможем переехать самостоятельно без помощи грузовика сопровождения. Ночевка на реке Танюрер. 150 км
День 5. Переезжаем перевал Солдатский.
Могучая северная тишина, казалось, придушили все вокруг. Горы сжимают дорогу, устремляющуюся в туман. Черные горы, из которых, как языки оранжевого пламени, выходят цветные полоски железных ржавых руд. В пасмурную погоду это выглядит особенно мрачно, но по-своему мощно и красиво.
Пройдена половина всего маршрута. Останавливаемся на ночь на заброшенной базе дорожников на реке Перевальная. Отправляемся на поиски бомбордировщика, разбившегося недалеко 30 лет назад. Вечером топим баню, сделанную здесь дорожниками из одного из вагончиков. 50 км.
День 6. После реки Уттыкин меняется направление течения воды. До этого все реки били слева, уходя в Тихий океан. Теперь течение с правой стороны. Это уже Чаунский бассейн с реками, впадающими в Ледовитй океан. Дорога идет по желтой тундре с бликами озер и рек. Главная водная артерия долины - река Паляваам. На пути следования эта горная река принимает крупные притоки, которые нужно переезжать вброд.
Насыпная, почти не обслуживаемая, дорога с каждым годом проваливается. Это оттаивает лед под дорогой. В образовавшиеся пустоты оседает грунт.
В провалах хорошо видно, что такое вечная мерзлота, которую не в силах отогреть летнее не заходящее солнце полярного дня. Оттаивает она всего на несколько десятков сантиметров - чтобы дать жизнь тундровым травам.
Тундра не бывает ровной, она холмиста. Горизонт всегда ограничен округлыми линиями сопок. Августовская осень уже начинает окрашивать все в оранжевые цвета.
Очередная глубокая река, она так и называется Глубокая, и мы останавливаемся на ночлег на берегу реки Паляваам, где стоит база, построенная гидрологами для наблюдений за этой мощной рекой.
Ее бессменный смотритель Геннадий, живущий здесь с ее основания в 80-х. После появления автоматических станций, необходимость в базе отпала. Но Геннадий по-прежнему живёт здесь и принимает путников. 200 км.
Чукча Юрий, помогающий Гене по хозяйству, готовит лепешки - традиционный чукотский хлеб.
День 7. Переезжаем последние броды, остается 200 километров до Ледовитого океана. Дорога улучшается, проходим несколько перевалов.
Не заезжая в Певек, сворачиваем к океану. Доезжаем до брошенного поселка Янранай, где рыбачат чукчи. Празднуем выполнение основной программы путешествия ухой из арктического гольца. 250 км
День 8. Осматриваем брошенный поселок Апапельгино. От океана уезжаем в горы.
Едем в самый северный лагерь заключенных ГУЛАГа. Страшное и очень красивое место.
Возвращаемся в Певек, самый северный город России. Заселение в гостиницу. Ужин в кафе. 100 км.

День 9. Осмотр города. Посещение музея. Осмотр достопримечательностей в районе города. 50 км
10-14 дни. Резерв на случай непогоды и высокой воды в реках на маршруте.
Мотоциклы:
На Чукотке не нужны мощные тяжелые мотоциклы. Здесь нет хороших дорог, но есть огромное количество рек и ручьев. Наш выбор - японские 250сс байки, подготовленные для этого приключения.

Машина сопровождения - это грузовая машина, способная преодолевать реки глубиной выше метра, которые мы не сможем самостоятельно переехать на мотоцикле. Машина оборудована кунгом для перевозки людей и прицепом для перевозки мотоциклов.
Анатолий Чернявский.

Проехал от Мурманска до Владивостока, от Кавказа до Чукотки, побывал почти во всех республиках России и бывшего Советского Союза, путешествовал по Средней Азии и Латинской Америке. Увлекаясь восхождениями, поднимался на горные вершины, включая высочайшие точки Европы и Америки.
С 2015 года путешествует в районах крайнего севера. Самостоятельно на мотоцикле пересек Чукотку от Тихого до Ледовитого океана. В 2019 году завершил двухлетнее путешествие Вокруг России.

Организовал более десятка фотовыставок в разных городах России.
Гран-при в номинации "Лучшее путешествие" на международном мотосалоне IMIS. Победа в номинации "Путешествие года" на Мотовесне.