Саянское кольцо

Красноярский край, Хакасия, Тыва
Стандартный маршрут проезжается за выходные. Но если вам недостаточно посетить города на маршруте и постоять на смотровой перевала общей дороги, стоит раздвинуть время, как минимум, до недели для посещения национальных парков и съездов с дороги в сторону гор.
В Хакасию въезжаю поселковыми дорогами через Шарыпово. После переваливания через очередной холм происходит смена ландшафта вместе со сменой региона, от Красноярского края в Хакас Республиказы. В Хакасии интересно, но такого как в Горном Алтае ты не увидишь, говорили мне ранее. Такого как в ГА, и вправду, больше нигде не увидишь, но Хакасия мне приглянулась. Во-первых, резкая смена ландшафта на зеленые холмы, почти что горы, с торчащими из них вулканическими гребнями, между которыми для полной картины не хватает пасущихся огромных динозавров. Во-вторых, бесконечным горизонтом и длиннющими дорогами, уходящими так далеко и красиво, как нигде. И в-третьих, огромнейшим небом. Таким большим, что грозовые тучи теряются в неудачной попытке затянуть собой весь небосвод, выливая дождь и сверкая молниями на фоне голубого неба и солнца.
На ночёвку удобно встать на озере Тус. Знаменитое соленое озеро, купаясь в котором, не обязательно уметь плавать. В озере соли столько, что если ее кристаллизовать, получится стакан на литр воды. Купание и обмазывание грязью со дна считается полезным. Грязь содержит соль, минералы и перегной миллиардов малюсеньких красных рачков, живущих в этом не мертвом озере. Водоем облеплен палатками. За подъезд к берегу озера и установку палатки берут деньги в обмен на душ и другие блага, в зависимости от взноса. Палатка и душ от 100 рублей.

Переночевав, двигаюсь в сторону гор. Прохожу столицу республики - Абакан и первый в алфавитном порядке город России - Абаза. Ровные хакасские степи сменяются на тайгу, в просветах всё чаще появляются заснеженные вершины. Под ногами кратерный асфальт. Не доезжая километров 15 до перевала, со стороны Хакасии, поворачиваю на турбазу Снежный барс - единственное место для комфортного ночлега в горах. Можно поставить палатку или снять домик, есть хорошая кухня, горячий душ, река, баня и полное отсутствие связи. Поставив палатку, пошёл гулять по холмам с пушистым кедровым лесом вдоль горной реки, распугивая белок и куропаток.

В это время на базу приехал автобус с егами. Тйга обрела 40 новых вершин, в виде женщин в позе "собака мордой вниз". Вечер обрел новые краски.
Саянский перевал летом простой, хоть и грунтовый. Высота 2200м. Здесь проходит граница между республиками Хакасия и Тыва.
За перевалом кардинально меняются пейзажи, становится суше, горы обретают другие цвета и оттенки, раздвигаясь в Тувинскую котловину, по которой проходит дорога в Кызыл.
Всегда интересно путешествовать по республикам. Люди в них, преимущественно, говорят на своем языке, при этом универсальным остается русский. Живут самобытно, отличаются внешне, имеют свои традиции.
От перевала до столицы Тывы 400 км старого асфальта с красивыми горно-степными пейзажами. Запас бензина на перевал нужно иметь на 300 км.
После посещения региона, казалось бы, не должно оставаться сомнений как называть республику - Тува или Тыва. Но нет, даже в краеведческом музее в Кызыле на экспонатах разные названия. Слово «тува» является самоназванием народа и в оригинале звучит похоже на «тыва», что и дало тувинцам мотивацию внесения в конституцию РФ, принятую в 1993 году, нового названия «Республика Тыва» вместо советской Тувы. Теперь Официальное название - Республика Тыва. Но в конституции республики наименования Тыва и Тува сделали равнозначными.
В Кызыле остановились у Юры из клуба «Кочевники Азии». Отдыхали и осматривали город. Тува считается географическим центром Азии, о чём рассказывает красивая бронзовая композиция в центре Кызыла на берегу Енисея.
За Кызылом начинаются подъемы, степи сменяются тайгой. Участок Абакан – Кызыл на трассе М54 называют «Усинский тракт». Дорога имеет множество крутых петель, на которых хороший асфальт позволяет перекладывать мотоцикл из поворота в поворот в хорошем ритме, ощущая себя спортсменом на гонке. Останавливаемся в кафе и пообедав расходимся с попутчиками. Парни возвращаются домой в Красноярск и Саяногорск. Сливаю бензин в их маленькие чоперные баки, чтобы хватило до заправки, а сам сворачиваю в визит-центр национального парка Ергаки.

Получаю нужную мне информацию, пережидаю дождь. По масштабу оформления парк один из самых организованных в стране. Визит-центр удобно расположен на трассе Енисей, при нем есть интересный музей с гостиницей и множество туристических баз вокруг. Выбрав для себя пешеходный маршрут, оставляю мотоцикл на турбазе, укладываю рюкзак и выхожу на тропу к Светлому озеру, до которого около 8 км. Тропа идет вдоль реки с постепенным набором высоты. Выйдя на поляну с множеством красивых цветов, достаю фотоаппарат, щелчок затвора и надпись no card на дисплее. Флешка осталась в ноутбуке внизу. Ставлю палатку на берегу с видом на скалистый хребет. Перекусив и отдохнув, беру пустой фотоаппарат и выхожу в сторону горы Слон, спрашивая у туристов флешку и делая фотографии на гопро
Поднявшись на круглую спину Слона, встречаю добрую девушку Катю, которая отдала свою флешку на пару часов с последующим пересылом фоточек по почте.
Закончив с Ергаками, еду в сторону Красноярска. Начинается подъём на Буйбинский перевал. Тайга не успевает за быстрым набором высоты и постепенно отступает с горных склонов. Своё наименование перевал получил по имени реки Буйба, стекающей от перевала. За перевалом дорога ныряет в самую протяженную в России противолавинную галерею, за которой падает вниз, замыкая Саянское кольцо.
Карта маршрута
Саянское кольцо